Эра средней школы берет свое начало примерно в 2001-2003 гг. Зачастую начало связывают с переездом Bogle из Ямайки в США.
Движения middle school являются более житейскими, отражают повседневные действия, явления предметы, а также то, что окружает людей в обыденной жизни (напр. степы: Umbrella, Flower Are Bloom, Tek Weh Yuh Self, Give Me Space).
Музыка средней школы также отличается от старой, так если для old характерен глубокий плавный бит, в middle - ритм становится более быстрым и прыгучим. Люди собираются вместе не для того, чтобы расслабиться, а, чтобы зажечь танцпол, насладится ритмом.
В эпоху средней школы многие танцоры объединяются в команды, придумывают собственные степы, вырабатывают личный стиль.
Начало эпохи новой школы точно не определено (как и границы других школ), считается, что переход произошел в период примерно 2010-2011 гг.
Новая школа дэнсхолла характеризуется более быстрой музыкой с использованием большого числа электронных инструментов. Ритм становится быстрым и сложным. Движения и степы также становятся более быстрыми и технически сложными. По счету и набору движений степы новой школы схожи с old school движениями.
В этот период появляется большое количество новых команд и степов. Dancehall становится более коммерчески направленным.
Степы характеризуются особым стилем, добавляется smooth*, подача становится основным элементом танца.
Dancehall Badman посвящен крутым, брутальным парням, отражает гангстерский стиль. В степах очень часто используются такие элементы, как «пистолет» и «автомат», танцоры будто стреляют из оружия, перезаряжают его или просто демонстрируют вооруженность.
Но ни в коем случае нельзя думать, что посыл данного стиля связан с убийством или агрессией. Основная мысль – брутальность, крутизна, уверенность в себе. Именно поэтому badman движения всегда сильные, жесткие и тяжелые. В руках очень важен контроль и напряг вплоть до положения пальцев. Немаловажна и подача - жесткий взгляд, мощность движений.
Стоит отметить, что название данного направления в дэнсхолле пришло не с Ямайки, это более удобная «европейская» трактовка.
В отличие от всех вышеперечисленных стилей, dancehall female направление исключительно для девушек. Изначально, девушки не танцевали другие стили, они считаются мужскими, характеризуются движениями таза «вперед». Энергетика и посыл старой, средней и новой школ, а также бадмана базируются на мужских действиях.
Первой девушкой, станцевавшей мужские степы, стала Kieva the Dancing Diva и то только в 2005 году на конкурсе Dancehall Queen. Треки для женских движений появились позже остальных. В современных условиях девушкам можно танцевать всё (повезло же нам!)
Основной смысл и посыл female dancehall – привлечение внимания мужского пола. Вайны, тряски, волны, шейки* – все это использовали Ямайские девушки на дэнсхолл вечеринках для того, чтобы парни обратили на них внимание, оценили их красоту и формы. Большинство женских степов акцентирует внимание на женственности, изгибах тела, «женских прелестях». Уверенность в себе и в своей привлекательности, ощущение себя королевой, желание подразнить и привлечь – это также находит отражение в степах и движениях женского стиля.
В некотором роде это подстиль female dancehall, танцуют его также исключительно девушки. Движения данного направления особенно сексуальные, необычные и аутентичные, а кроме того требуют очень хорошей физической подготовки.
Dancehall Queen – изначально танцевальный конкурс Ямайки, появившийся в начале 90-х годов. Девушки в своих выходах танцевали не только элементы female dancehall, но и показывали различные акробатические трюки и шпагаты довольно сложные в исполнении, требующие очень хорошей растяжки и умения работать бедрами и ягодицами. С тех пор конкурс получил огромное развитие и признание по всему миру и продолжает набирать обороты.